Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

 

 

Около 79 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (июнь1941-май1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить.

Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим    золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

 

 

  Военный путь

 

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. (В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. ) При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём. Имеет медаль "За отвагу"

 

Награды:Орден "Красной звезды".

 

Роман « Веселый солдат»  В.Астафьев

 

Данный роман очень особенное произведение о войне. Ведь именно в этом произведении показывает войну с какой-то другой стороны. Роман состоит из двух часть первая, из которых называет «Солдат лечится». Эта часть повествует о том, что за солдат в госпитале ни кто не лечит. Единственным методом лечения является гипс, его налаживают всем поступившим. От длительности его лежание, они становились очень грязными, похожими на доспехи, под гипсом заводятся клопы и даже черви. Бойцы, чтобы облегчить свое положения засовали под гипс спицу или обрабатывали его марганцовки. Медперсонал видя ,такое лечение грозили, что отправят солдат в штрафбат. Однако кроме отрицательных образов в данной части есть и положительные герои.

Вторая часть данного романа тоже очень трудная при прощении . Она называется «Солдат женится». Эта часть показывает душевные страдание солдата после войны, которого кромевоспоминание о войне, гложет социальная неустроенность, а также не понимание и безразличие окружающих. Здесь показывается, что солдат женится, знакомится с семьей жены, у них появляется свои дети, еще он работает, а также учится в вечерней школе. Денег не хватает , описывается такая ситуация, что при нехватки денег герой продает пару белья, чтобы сделать фото на паспорт. Очень тяжелым моментом в произведении является, тот когда у героя умирает дочка, по причине плохого лечение в медучреждении и нехватки еды, а также безразличие окружающих , так жена его просила у женщин, чтобы они покормили материнским молоком ее ребенка, но получила отказ. Также брат жены повесился. Сестра жены умерла при родах, а ее муж сбежав оставив ребенка.

 

Автор назвал данное произведение именно веселый солдат, зацепившись за слова пленного немца. Произведение очень тяжелое, но оно показывает, что надо ценить в жизни положительные момент, так негатив преодолеть легче.

 

 

 

Военный путь

В 1941 году участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

НаградыОРДЕН:"Отечественной войны II степени"

МЕДАЛИ:"За отвагу""За оборону Сталинграда""За победу над Германией»

           Ю.В. Бондарев.  «Горячий снег»

События произведения разворачиваются во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Дивизию полковника Деева постоянно отправляли охранять Сталинград. В состав дивизии входила батарея под пристальным руководством лейтенанта Дроздовского. Взводом управлял Кузнецов, который ранее учился с Дроздовым в одном училище.Взвод насчитывал 12 военных, среди всех особо выделялись Нечаев, Чибисов и Уханов.

Сержант Уханов в довоенное время работал в полиции, потом получил образование в Актюбинском училище, там, где учились его командиры. Как-то раз Уханов самовольно покинул взвод и вернулся через окно туалета, все это лично увидел руководителя своего дивизиона. После этого о звании офицера можно было не мечтать. Дроздовский пренебрегал Ухановым, а вот Кузнецов отлично к нему относился.

Нечаев в мирное время был моряком и не пропускал ни одну юбку. Даже находясь на службе, он проявляет симпатию к Зое Елагиной, санинструктору батарее. Девушка была хороша собой и привлекала внимание многих мужчин. Особенно в военное время, когда чувствовалась нехватка женского пола.

Чибисов был в плену у фашистов, поэтому многие ему не доверяют, кидают презрительные взгляды на него.

Как-то раз прибыл во взвод Деев с каким-то незнакомым генералом. Позже выяснилось, что это генерал Бессонов Петр Александрович.

Так как военная кухня отставала от солдат, военные вынуждены были употреблять снег вместо воды.

По приказу Сталина дивизия под руководством Деева должна была отправляться на юг для борьбы с немецкой военной группой «Гот». Главнокомандующим новой армии был назначен Бессонов П.А.

В ноябре велась битва Сталинградского и Донского фронтов против фашистов. Гитлер приказал начать операцию «Зимняя гроза». Суть ее заключалась в том, чтобы немецкие войска взяли в окружение «Дон». Через пол месяца враги были в 45-и км от города. Теперь Бессонов хотел задержать немцев, которые были совсем рядом со Сталинградом. Армия генерала получила подмогу со стороны танковой дивизии.

В первом бою погибло много наших солдат. Не смотря на это, генерал Бессонов приказал не отступать, а бороться до победного, при этом новые войска не присылал, оставив их на резерв, чтобы добить врага. Веснин теперь понял, почему Бессонова считали жестоким человеком.

Генералу сообщили, что отечественную армию окружают фашистские войска.

Из контрразведки пришел человек и передал Веснину письмо от немцев, в котором было фото сына Бессонова и указано, что тот находится у них в госпитале. Но Веснин не мог поверить в предательство юноши и послание пока не передавал генерал-лейтенанту.

Веснин погиб во время выполнения служебных обязанностей, а Бессонов так и не узнал о том, что его сын живой.

Снова начался бой. Чибисов убил человека, приняв его за врага. Затем выяснилось, что это был наш разведчик.

 

Спустя некоторое время прибыл Дроздовский с Зоей и Рубиным. Все вместе они пошли на помощь разведчику. Они стали замечены фашистами, которые начали обстрел. В результате Зоя была ранение, а Дроздовского контузило. Девушку хотели спасти, но не успели. Кузнецов был расстроен, он плакал и обвинял в случившемся командующего.

Под вечер генерал узнал от немецкого разведчика, что они исчерпали все свои резервы. В этот же день Бессонов узнал о гибели Веснина.

 

 

 

Военный путь

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести "Мёртвым не больно". В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии

НаградыОРДЕНА:" Орден Красной Звезды", "Отечественной войны I степени"

 

МЕДАЛЬ:"За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."

В.В. Быков   « Дожить до рассвета»

 

Небольшой отряд солдат под командованием лейтенанта Ивановского и старшины Дюбина получают ответственное задание от высшего начальства. Отряд  становится на лыжи и отправляется на выполнение задания. Цель группы находится за 60 километров, солдатам нужно пройти незамеченными, чтобы выжить и выполнить задание. Впереди и открытое простреливаемое пространство, и спасительный лес и оживленная трасса. На выполнение задания у отряда всего 12 часов.   Преодолевая открытое пространство, группа попадает под обстрел, ранение получает один солдат, которого отправляют назад, вместе с единственным сапером Шелудяком. Однако Шелудяк нечаянно привлекает внимание немцов и умирает от пулеметной очереди.Тем временем, группа продолжает движение к цели, некоторые из солдат отстали, что заставляет лейтенанта нервничать.

   Группа выходит на хутор и пытается его обойти, но привлекают внимание собак, из-за лая которых вновь попадают под обстрел. Лейтенант Иванковский получает ранение в ногу, однако никому не дает знать об этом и сам делает себе перевязку. Боец Хакимов получает ранение, намного серьезнее и теперь его нужно будет тащить волоком.

   Группа продвигается дальше, все очень уставшие и опустошенные, двое бойцов – старшина Дюбин и солдат Заяц пропали. Тяжелораненый Хакимов становится балластом для своих товарищей, у многих появляется мысль бросить его. Но, лейтенант отгоняет подобные мысли.   Целью группы является уничтожение артиллерийской базы с боеприпасами и слабой охраной.   Отряд добирается до оживленного шоссе, по которому то и дело проходят колонны машин. Группа располагается в противотанковый ров и пытается выбрать время для преодоления шоссе.   Лейтенант берет с собой бойца Пивоварова, выбирает момент и успешно преодолевает шоссе. Вдвоем они добираются до того места, где располагалась база, но, их ждет неудача: базу уже перевезли в другое место. Выходит, что все их усилия и жертвы были бессмысленными.

Иванковский и Пивоваров приходят к мысли, что раз был получен приказ уничтожить базу, значит ее нужно обязательно найти, возвращаться назад нельзя. Они возвращаются к шоссе, пересекают его и обнаруживают там пропавших Дюбина и Зайца, которые догнали группу.

   Лейтенант решает отправить всех назад, и постараться спасти тяжелораненого Хакимова. Сам же он собирается найти и уничтожить базу. С собой он берет Пивоварова.

   Бойцы отправляются на поиски базы, но натыкаются на строение, которое может быть немецким штабом.  Лейтенант принимает решение взорвать его, это равносильно подрыву базы. Но, при подходе к строению, Иванковский получает ранение в грудь. Пивоваров отбивает своего командира и оттаскивает в сторону.   Получив столь серьезное ранение, Иванковский понимает, что теперь они не смогут добраться до базы. Единственным правильным решением было бы затаиться в какой-нибудь деревне, у своих.

   Пивоваров несет на себе раненого Иванковского, а также оружие и зажигательную смесь в бутылках. Бойцам удалось добраться до баньки, где они и затаились. Лейтенант отправляет Пивоварова на разведку, а также дает задание раздобыть лыжи и узнать, нет ли в этой деревне немецкого штаба. Пивоваров уходит, а лейтенант впадает в забытье. Внезапно раздавшиеся выстрелы выводят лейтенанта из этого состояния и, узнав звук родного автомата, понимает, что Пивоварова обнаружили. Лейтенант выходит из баньки и пошел по следам Пивоварова. Вскоре он обнаруживает расстрелянное тело своего бойца.   Иванковский, впавший в отчаяние, желает нанести хоть какой-нибудь вред врагу, понимая, что до своих он уже не доберется. Он решает добраться до шоссе и подорвать первый транспорт, который ему попадется. С большим трудом он добирается до траншеи и начинает ждать. Он очень боится уснуть, потерять сознание или сильно кашлянуть и истечь кровью. Дожить до рассвета становится самой важной мыслью Иванковского. Ранение в груди жжет и сильно болит, но, несмотря на это, он доживает до рассвета и дожидается первый транспорт.

   Им оказалась обычная повозка с двумя немцами. Иванковский бросил в них гранату и тут же был расстрелян. Но, брошенная им граната сделала свое дело - один из немцев был убит, а повозка взорвана.

 

 

Военный путь

В 1941 году в 17-летнем возрасте будущий писатель пошел добровольцем на фронт. Первый бой принял 8 июля 1941 года. Воевал в составе комсомольского истребительного батальона. В 1943 году, после выписки из госпиталя, Борис Львович был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени  Р.Я. Малиновского). В составе колонны академии участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года

 

НаградыОРДЕНА:"Отечественной войны II степени"

"За заслуги перед Отечеством”"Трудового Красного знамени"

"Дружба народов”

 

МЕДАЛИ:

"За оборону Москвы"

"За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."

  Б.В.Васильев« А зори здесь тихие...

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов — девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина.  Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью — прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечёркивает Ритину исключительность». Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев — они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она — дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

 

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой — трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду — доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идёт искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идёт к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинёшенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

 

 

 

 

 

Военный путь

В годы Великой Отечественной войны Юрий Герман служил писателем-литератором при отделе агитации и пропаганды Политического управления Северного флота в звании капитана административной службы и на Беломорской военной флотилии в качестве военного корреспондента ТАСС и Совинформбюро.  Он всю войну пробыл на Севере. Из Архангельска часто вылетал в Мурманск, Кандалакшу, по несколько месяцев жил в Полярном, выезжал на ответственные участки фронта, посещал передовые позиции, ходил в походы на боевых кораблях Северного флота. Писал очерки и статьи для ТАСС, корреспонденции, заметки, и при этом находил время для литературного творчества. За годы войны Герман написал несколько повестей и пьес.    

Награды: орден "Красной звезды".

 

Ю. Герман – роман «Дело, которому ты служишь».

 

Роман «Дело, которому ты служишь» является первой книгой трилогии о советском враче. В центре повествования – образ врача-хирурга Владимира Устименко. Мы видим становление личности этого героя, его увлечение медициной, естественными науками, видим его первые шаги на этом поприще. Герою Германа присущи лучшие человеческие качества: требовательность к себе и окружающим, неравнодушие, неприятие консерватизма, карьеризма. Используя прием антитезы, писатель сопоставляет своего героя с людьми-приспособленцами, карьеристами в науке. Устименко же всегда остается верен себе. В далекой восточной стране он честно выполняет свой долг врача. «Он делал тут свое дело, делал всегда, делал всеми силами. И люди понимали это». Затем наступает Великая Отечественная война, и Устименко становится военным врачом, фронтовым хирургом. Об этом рассказывает вторая часть трилогии – «Дорогой мой человек». Писатель глубоко исследует характер своего героя, показывает читателю, что в профессии, в «деле» проявляются не только интеллектуальные способности человека, но и его личностные, моральные качества.

 

 

https://i1.wp.com/images.myshared.ru/17/1109158/slide_19.jpg

 

Военный путь

В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Северо-Кавказском фронте, миномётчик в 254-м гвардейском кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен, после госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего границу с Турцией и Ираном. Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года.

Награды: ОРДЕН:"Отечественной войны I степени"

МЕДАЛИ:"За оборону Кавказа""За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Стихотворение Б.Ш. Окуджавы «До свидания, мальчики. . »

 

 Это стихотворение было написано в память его друзьям-мальчишкам с Арбата, которые все погибли на войне.

В стихотворении звучит тема войны. Окуджава сам прошел всю войну, попав на нее добровольцем в 42 году, будучи совсем молодым мальчишкой-девятиклассником.

Сюжет в этом стихотворение тесно связан с его композицией. Стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор обращается к мальчикам, к еще совсем недавно бывшим озорным мальчишкам, которые уходят на войну, в одночасье сделавшую из них солдатов, взрослых мужчин, которые должны забыть страх, не щадить себя, потому что должны защитить от врага свою родину, жен, матерей, девушек. «. . повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили, и ушли, за солдатом – солдат. . . ». Автор прощается с ними, зная многие не вернутся назад, но все же просит их «… постарайтесь вернуться назад».

 

Вторая часть стихотворения – обращение к девочкам, которые также как и мальчики ушли на фронт сменив белые платья на военную форму. Автор сожалеет, что вместо свадеб еще вчерашним девочкам предстоят «разлуки и дым», а вместо туфелек – «сапоги, ну куда ж от них денешься. . ». Окуджава понимает, что война – не женское дело, но выхода у девчонок нет, как пойти вслед за мальчишками защищать родину от врага. Автор просто просит их, вернуться живыми.

 

Жанр стихотворения – авторская (бардовская) песня. На музыкальность стихотворения указывают ритм и повторяющиеся рефрены «до свидания, мальчики. »; «до свидания, девочки. »; «постарайтесь вернуться назад».

 

 

В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернуться. Он не прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к ним – «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и играющие во дворах.

Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни – сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.

 

 Поэзия Окуджавы очень лирична, чувствуется проникновенность автора, его доброта и сострадание. Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, что не может не заставить проникнуться этим стихотворением. Когда читаю строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.

Поэзия  очень музыкальна. Эта музыкальность присутствует в интонационных и словесных повторах. Когда читаешь стихи Окуджавы, волей-неволей начинаешь мысленно отбивать ритм.  Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии – это голос душевных и личных переживаний.

 

https://i1.wp.com/images.myshared.ru/17/1109158/slide_19.jpg

 

Военный путь

В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Северо-Кавказском фронте, миномётчик в 254-м гвардейском кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен, после госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего границу с Турцией и Ираном. Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года.

Награды: ОРДЕН:"Отечественной войны I степени"

МЕДАЛИ:"За оборону Кавказа""За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Стихотворение Б.Ш. Окуджавы «До свидания, мальчики. . »

 

 Это стихотворение было написано в память его друзьям-мальчишкам с Арбата, которые все погибли на войне.

В стихотворении звучит тема войны. Окуджава сам прошел всю войну, попав на нее добровольцем в 42 году, будучи совсем молодым мальчишкой-девятиклассником.

Сюжет в этом стихотворение тесно связан с его композицией. Стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор обращается к мальчикам, к еще совсем недавно бывшим озорным мальчишкам, которые уходят на войну, в одночасье сделавшую из них солдатов, взрослых мужчин, которые должны забыть страх, не щадить себя, потому что должны защитить от врага свою родину, жен, матерей, девушек. «. . повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили, и ушли, за солдатом – солдат. . . ». Автор прощается с ними, зная многие не вернутся назад, но все же просит их «… постарайтесь вернуться назад».

 

Вторая часть стихотворения – обращение к девочкам, которые также как и мальчики ушли на фронт сменив белые платья на военную форму. Автор сожалеет, что вместо свадеб еще вчерашним девочкам предстоят «разлуки и дым», а вместо туфелек – «сапоги, ну куда ж от них денешься. . ». Окуджава понимает, что война – не женское дело, но выхода у девчонок нет, как пойти вслед за мальчишками защищать родину от врага. Автор просто просит их, вернуться живыми.

 

Жанр стихотворения – авторская (бардовская) песня. На музыкальность стихотворения указывают ритм и повторяющиеся рефрены «до свидания, мальчики. »; «до свидания, девочки. »; «постарайтесь вернуться назад».

 

 

В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернуться. Он не прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к ним – «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и играющие во дворах.

Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни – сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.

 

 Поэзия Окуджавы очень лирична, чувствуется проникновенность автора, его доброта и сострадание. Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, что не может не заставить проникнуться этим стихотворением. Когда читаю строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.

Поэзия  очень музыкальна. Эта музыкальность присутствует в интонационных и словесных повторах. Когда читаешь стихи Окуджавы, волей-неволей начинаешь мысленно отбивать ритм.  Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии – это голос душевных и личных переживаний.

 

 

 

Дата создания: 17.04.2020 13:55

Дата последнего изменения: 23.04.2020 13:53

На главную страницу