Постановление от 13.07.2015 №30 "Об утверждении порядка разработки, мониторинга и оценки эффективности стратегии социально-экономического развития Добровольского сельского поселения на 2015-2020 года"

АДМИНИСТРАЦИЯ ДОБРОВОЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОВОРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

           

от  13 июля 2015 г №30                                                                                                                     пос. Октябрьский

 

 

Об утверждении порядка  разработки,

мониторинга и оценки эффективности

стратегии социально-экономического

развития Добровольского сельского

поселения на 2015-2020года.

 

      В соответствии с  положениями Федерального закона от 28.06.2014
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными  приказом департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 14.08.2014г.№91 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально-экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года», администрация Добровольского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области постановляет:

 

1.Утвердить прилагаемый порядок разработки, мониторинга и оценки эффективности стратегии социально-экономического развития Добровольского сельского поселения на 2015-2020года.

 

2.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

Глава Добровольского сельского поселения

Поворинского муниципального района

Воронежской области                                                                          Л.Г.Кикоть

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к постановлению администрациДобровольского сельского поселения  от 13.07.2015№30

 

Порядок

разработки, мониторинга и оценки эффективности стратегии социально-экономического развития Добровольского сельского поселения на 2015-2020 годы

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения формирования на территории Добровольского сельского поселения системы документов стратегического планирования, создания условий для координированного управления развитием территорий, социально-экономическими процессами, влияющими на рост конкурентоспособности, предотвращение возможных угроз, формирование на территории поселения эффективного местного самоуправления способствующего устойчивому развитию территорий.

Стратегия социально-экономического развития Добровольского сельского поселения (далее Стратегия) – документ видения желаемого будущего муниципального образования и путей достижения этого будущего. Он определяет перспективы развития в наиболее важных, приоритетных для муниципального образования областях в целях повышения конкурентоспособности в развитии экономики и социальной сферы. 

Стратегия должна также содержать идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, разного уровня власти и населения.

К разработке Стратегии могут привлекаться представители коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. общественных, независимые эксперты, население.

Формулировка Стратегии, ее четкий инструментарий, в том числе и мониторинг реализации, являются основой эффективного управления развитием территории.

Формирование и реализация Стратегии способствует привлечению инвестиций, наращиванию собственного налогового потенциала. Наличие Стратегии повышает имидж поселения в глазах инвесторов и является одним из требований, выдвигаемых при реализации крупных инвестиционных проектов.

При разработке Стратегии очень важным и ответственным направлением является определение миссии, главной стратегической цели, приоритетных направлений развития.

 

Основные этапы разработки Стратегии

 

1 этап. Организационно-подготовительный:

1.1. Глава администрации поселения принимает решение о разработке Стратегии и формировании рабочей группы (Совета по разработке Стратегии). Возглавляет Совет, как правило, Глава администрации поселения.

1.2. Принятие решения о разработке Стратегии должно быть доведено до населения через средства массовой информации (газеты, брошюры, радио, телевидение, Интернет), с обращением о представлении своих предложений и пожеланий (требований) связанных с развитием муниципального образования, а также сроков их представления (не более месяца) и ответственных лиц от администрации за сбор информации. Для активизации работы необходима разработка специальных типовых документов (форм предложений, пожеланий и требований) и их рассылка населению и хозяйствующим субъектам, а также активное применение информационных инструментов сети Интернет.

1.3. В решении определяется порядок процедуры разработки и утверждения Стратегии, в том числе:

а) формирование рабочей группы (Совета по разработке Стратегии) в состав которой целесообразно включить представителей администрации  поселения и администрации Поворинского муниципального района, руководителей наиболее значимых хозяйствующих субъектов, предпринимателей, представителей общественных организаций и населения, предпочтительно из тех лиц, которые имеют опыт участия или разработки документов программно-целевого планирования социально-экономического развития (далее СЭР);

б) определение разработчика проекта Стратегии, который назначается из лиц входящих в состав рабочей группы или, при отсутствии необходимых компетенций у служащих администрации, привлечение его на договорной основе из внешней организации. К разработке могут привлекаться внешние организации: представители ВУЗов, НИИ, правительства Воронежской области, консалтинговых агентств и т.п., имеющие опыт разработки программно-целевых документов СЭР и требуемый уровень квалификации. При необходимости может быть организовано проведение конкурса на право разработки проекта Стратегии;

в) определение в составе рабочей группы лиц (специалистов), которые будут взаимодействовать с разработчиком проекта Стратегии, и отвечать перед администрацией муниципалитета за качество разработки разделов проекта Стратегии;

г) разработка и утверждение плана-графика работы над проектом Стратегии с указанием этапов, календарных сроков и ответственных исполнителей.

2 этап. Аналитический:

2.1. Выявление проблем и потребностей развития экономики, социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования:

- сбор, анализ и оценка предложений и пожеланий, поступивших от представителей бизнес-сообщества (хозяйствующих субъектов, предпринимателей), населения и общественных организаций, а также органов представительной власти;

- сбор, анализ и оценка информации по документам планирования, которые определяют внутренние условия реализации Стратегии[1];

- сбор, анализ и оценка информации по документам планирования, которые определяют внешние условия реализации Стратегии[2].

2.2. Проведение стратегического анализа:

- анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков;

- анализ потенциалов;

- анализ социально - экономического состояния.

Стратегический анализ может быть реализован на основе следующих методов: «мозговой» штурм, Дельфы, SWOT – анализ, анализ иерархий и пр. Выбор конкретного метода зависит от самых разнообразных условий, в числе от размеров территории муниципалитета, наличия ресурсов, численности населения и хозяйствующих субъектов, от предпочтений экспертов и их компетенции и пр.

Так как  численность населения в Добровольском сельском поселении составляет  менее 3000 человек  нужно применять «упрощенные» методы, - «мозговой» штурм и Дельфы.

3 этап. Целеполагание:

Рассмотрение экспертной оценки на основе проведенного стратегического анализа:

3.1. Стратегический выбор генеральной цели развития:

- определение миссии;

- определение главной стратегической цели;

3.2. Выбор приоритетных направлений развития муниципального образования.

4 этап. Проектирование:

4.1. Разработка проекта Стратегии.

5 этап. Обсуждение проекта Стратегии:

5. 1. Опубликование проекта Стратегии в официальных источниках органа власти поселения (официальный сайт или средства массовой информации).

5.2. Проведение круглых столов и публичных слушаний.

5.3. Сбор, анализ, внесение предложений и дополнений в Стратегию.

5.4. Обсуждение доработанной Стратегии на рабочей группе (Совете по разработке Стратегии).

6 этап. Утверждение Стратегии:

6.1. Обсуждение и утверждение Стратегии.

6.2. Обнародование Стратегии в качестве официального документа.

 

Структура Стратегии социально-экономического развития Добровольского сельского поселения:

 

I. Введение.

II. Социально- экономическое положение поселения.

III. Миссия, стратегические цели, задачи и направления социально-экономического развития поселения.

IV. Механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития поселения.

V. Заключение.

 

Структура описания разделов

 

  1. Введение

В данном разделе формулируются основополагающие принципы и побудительные причины разработки Стратегии. Представляется основная информация характеризующая статус поселения, организационно-управленческая структура. Приводятся нормативные документы регламентирующие деятельность представительного и исполнительно-распорядительного органов поселения.

В разделе отражается историческое описание развития поселения, территориально-географическое положение (площадь, границы, наличие населенных пунктов, существующих водоемов и их описание, ландшафт), численность населения и его динамика, особые местные условия, природно-ресурсный потенциал, развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Необходимо осветить меры, принимаемые для формирования благоприятного имиджа поселения - образа, существующего в сознании людей.

 

  1. Социально- экономическое положение поселения

 

Проводится анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития поселения, в т.ч. в разрезе населенных пунктов, включающий в себя сельское хозяйство, с учетом малых форм хозяйствования, промышленность, потребительский рынок, малый и средний бизнес, налогооблагаемую базу, бюджет, занятость, уровень и качество жизни, демографию, социальную сферу (в том числе здравоохранение, образование, культура, спорт, гостиницы), инженерную инфраструктуру в сфере деятельности ЖКХ (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, газификация, электрофикация, благоустройство, жилищный фонд). Отражается наличие индустриальных парков, технопарков, а также наличие площадок для их организации.

Анализ социально-экономического развития поселения проводится с учетом комплексной оценки внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие, дается характеристика имеющихся ресурсов – материальных и нематериальных активов, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы (смотри этапы разработки Стратегии, II этап «Аналитический» п.2.2. Проведение стратегического анализа).

 

1. Анализ внешней среды

При анализе внешней среды муниципального образования следует раскрыть следующие аспекты:

- климатические условия (преимущества и недостатки для реального сектора экономики, т.е. какие производства и торговля какими товарами наиболее легко осуществимы и востребованы);

- демографические тенденции (приток/убыль, структура и состав трудоспособного населения);

- связи с соседними МО (производственные и торговые связи, бизнес);

- внешнеэкономические связи (объем, состав и структура экспорта и импорта);

- инвестиционный климат (объем, состав и структура инвестиций за три предшествующих года);

- социально-экономические риски. Риск включает следующие количественные показатели: величину возможного социального, социально-экономического, экономического, экологического ущерба, вероятность возникновения опасного фактора, неопределенность в величинах, как ущерба, так и вероятности его возникновения.

 

2. Анализ внутренней среды

Проводится стратегический анализ по отраслям, анализ социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, топливно-энергитического комплекса, экологической обстановки, бюджетной и финансовой деятельности муниципального образования. Привести данные об общих параметрах: структура местной экономики, инфраструктура, уровень информатизации, развитие транспорта и связи, уровень развития предпринимательства, ВРП на душу населения, деятельность предприятий (при наличии структура экспорта), фондовооруженность (для основных предприятий), энергообеспеченность муниципального образования, состав и объем муниципальных услуг, и их соответствие потребностям населения.

Необходимо определить и отразить преимущества и недостатки поселения, а также выделить наиболее значимые из них (с точки зрения социально-экономического развития).

- человеческие ресурсы. В описываемой части раздела проводится анализ: половозрастной структуры населения, тенденции миграционных процессов, факторов роста и убыли населения, уровня  образованности (с выделением структуры), профессионального состава трудоспособного населения, уровня и динамики безработицы, среднего дохода и его структуры, наличия и качество жилья, уровня и динамики физического и психологического здоровья, средней производительности труда, а также средней продолжительности жизни.

- природные ресурсы. Анализируется: наличие и состав свободных площадей, использование земли, ее зонирование и средняя стоимость, наличие природных ископаемых, возможность использования рекреационных ресурсов, наличие исторических и природных достопримечательностей.

- предпринимательский климат. В состав параметров, характеризующих состояние делового климата поселения, включаются:

- состав и структура мелкого и среднего предпринимательства по видам деятельности (производство, строительство, торгово-закупочная деятельность, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.) поселения;

- доступность и согласованность действий властей всех уровней для контактов и практической работы с бизнес-структурами и представителями предпринимательства;

- система инвестиционного регулирования, действенность которой выражается в наличии благоприятных норм и эффективных механизмов, стимулирующих инвестиционную активность;

- система общих услуг для бизнеса (банки, страхование, консультационное обслуживание и пр.), определяющая доступность и качество финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;

- образование. Рекомендуется представить информацию: о наличии сети образовательных учреждений (с указанием количества учебных заведений и их специализации), исследовательских центров. Описать систему подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированную на реальные нужды экономики.

- наука.  Определить динамику развития научного потенциала населения поселения. Выявить тенденции инновационной деятельности и конкретизации науки в реальном секторе экономики. Представить информацию о результатах проведения конференций, семинаров и т.п.

 

3. Проблемы развития

В указанном разделе приводится перечень проблем, негативно влияющих на социально-экономическое развитие территории в целом и отдельных отраслей экономики и социальной сферы.

Данный раздел должен содержать анализ влияния каждой проблемы на развитие соответствующего сегмента экономики и социальной сферы.

В число основных проблем, как правило, входят низкая конкурентоспособность предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных фондов многих предприятий, неэффективное использование земельных ресурсов и производственных мощностей, высокая дотационность бюджета, ухудшение демографической ситуации, нарастающая дифференциация населения по уровню доходов, ухудшение экологической ситуации, необходимость улучшения качества жизни населения и т.п.

Необходимо понять особенности развития поселения, выделить основные проблемы, сдерживающие развитие и возможные пути их преодоления, и создать полное представление о его потенциалах с целью использования их в развитии поселений.

В зависимости от особенностей муниципального образования в качестве потенциалов развития поселений может выступать экономико-географический потенциал, который включает природные ресурсы, использование земли, исторические и природные достопримечательности.

К демографическому потенциалу относится численность, структура, факторы роста, образовательный уровень, здоровье населения и миграционные процессы.

В трудовом потенциале выделяется профессиональный состав занятых в экономике, производительность труда, уровень безработицы.

Производственный инфраструктурный потенциал определяется структурой и объёмом производства, состоянием производственной, дорожной, транспортной инфраструктур и включает возможность развития территорий на основе более эффективного использования сложившегося производственного комплекса.

Немаловажным потенциалом развития поселения выступает малый бизнес.

Бюджетный потенциал характеризуется налоговой базой и особенностью её формирования, оптимальностью расходования бюджетных средств, использованием таких дополнительных источников бюджета, как областные и федеральные бюджетные средства.

С учетом потенциала территории и стратегического анализа отраслей:

1. Выявляются перспективные направления развития (сектора экономики), в которых возможно достижение конкурентных преимуществ.

2. Определяются механизмы, способствующие развитию выбранных направлений (меры, принимаемые администрацией поселения (района), меры государственной поддержки, действующие на областном и федеральном уровнях и т.д.).

3. Осуществляется подбор инвестиционных проектов, реализация которых в долгосрочной перспективе позволит в наибольшей степени задействовать имеющийся потенциал территории, способствовать развитию налогооблагаемой базы и рынка труда, созданию и развитию межмуниципальной кооперации.

 

 

 

 

  1. Миссия, стратегические цели, задачи и направления социально-экономического развития поселения

 

В данном разделе следует наметить меры по устранению существующих недостатков, выработать стратегические направления, указывающие пути достижения поставленных целей, способы достижения поставленных целей.

Цели и направления развития выбираются с учётом иерархии элементов Стратегии. На первом шаге важно зафиксировать миссию, что даст основу для определения целей, задач, направлений и программ.

Миссия – краткая формулировка уникальной роли поселения во внешней среде, ориентированная на перспективу и опирающаяся на реальные предпосылки. В миссии раскрывается смысл и предназначение существования поселения.

Формулировка миссии должна быть тщательно продумана, так как её роль - обеспечить стабильность и ясность конечной, стратегической цели поселения.

Возможно, так озвучить миссию: улучшить ситуацию в поселении, чтобы оно стало крупным центром производства молока с высоким уровнем жизни населения, или же пожелание стать уникальным, историческим и природным центром отдыха и туризма, или территорией высокого уровня жизни на базе многоукладной экономики и т.д.

Цели находятся на втором уровне иерархии. Цели – это широкие заявления о намерениях, они разъясняют суть миссии и служат мостом между миссией и задачами.

Следует иметь в виду, что в целях верхнего уровня, не бывает больших различий, так как они отражают преобладающие общечеловеческие ценности. Как правило, главной стратегической целью устойчивого развития является повышение уровня и качества жизни населения путем динамичного развития экономической и социальной сферы.

Различия в целях и детализация количественных параметров появляются только тогда, когда речь идёт о конкретных задачах.

Определение стратегической цели - очень важный этап планирования, так как достижению этой цели будут подчинены все последующие действия.

После определения стратегической цели необходимо установить ряд первостепенных целей, достижение которых предусматривает решение главной - стратегической. В этом случае они определяются как характеристики необходимых конечных состояний сфер жизнедеятельности.

Сформированная система целей должна быть:

- достаточной, то есть заданные первостепенные цели, будучи достигнутыми, в совокупности обеспечивают достижение стратегической цели;

- полной, то есть охватывающей все важные аспекты жизни и развития муниципального образования, и должна строиться последовательно сверху вниз от главной цели к целям низшего уровня.

К каждой цели, входящей в систему целей, выдвигаются следующие требования:

- конкретность и актуальность для населения муниципального образования в данный период времени;

- измеримость по определенным критериям и показателям, свойственным данной цели (должна измеряться индикаторами);

- достижимость в течение периода, на который рассчитана и снабжена соответствующим сроком достижения.

Установление целей переводит стратегическое видение в конкретные задачи, связанные с социально-экономическим развитием муниципального образования по разным направлениям.

Для реализации каждой цели разрабатывается обычно несколько задач, которые, как правило, имеют количественную и временную определённость и рассчитаны на реализацию в течение 1-2 лет. Задачи конкретизируют широко сформулированные цели и обеспечивают переход к  практическим действиям.

Они измеримы, и, следовательно, степень их достижения может быть оценена посредством мониторинга.

Каждым поселением может быть проведен анализ и сформулирована специфичная цель и задачи, отражающие его особенности.

Ниже приведен пример для определения цели и задач по развитию малого и среднего предпринимательства и развитию местного самоуправления.

 

 

 

 

Развитие малого и среднего предпринимательства

Проблемы:

  1. Недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое и имущественное) субъектов предпринимательства и объектов инфраструктуры.
  2. Наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие бизнеса.
  3. Недостаточные возможности стимулирования сбыта, преодоления барьеров вхождения на новые рынки, обеспечения конкурентоспособности продукции.
  4. Недостаточные возможности поиска новых деловых партнеров и формирования деловых связей.
  5. Недостаток информации для ведения предпринимательской деятельности.
  6. Рост цен на энергоносители.

Цель – активное развитие малого и среднего предпринимательства для решения задач социально-экономического развития поселения.

Перечень ключевых задач, решение которых обеспечивает достижение поставленной цели:

  1. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
  3. Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок региона, Российской Федерации и рынки иностранных государств.
  4. Обеспечение занятости населения и развитие самостоятельного трудоустройства.
  5. Увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику региона.

Перечень приоритетных направлений деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства:

  1. Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе начинающих предпринимателей и лиц, открывающих собственное дело.
  2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовых организаций, в том числе начинающих предпринимателей и лиц, открывающих собственное дело.
  3. Развитие сети центров поддержки предпринимательства.
  4. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, в том числе за счет применения технологий энергосбережения.
  5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
  6. Содействие привлечению сторонних инвесторов.
  7. Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
  8. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

 

Развитие местного самоуправления

Проблемы:

  1. Недостаточность экономической основы муниципальных образований для их устойчивого и комплексного социально-экономического развития.
  2. Недостаточность информационного обеспечения органов местного самоуправления для составления прогнозов социально-экономического развития территории муниципального образования.
  3. Участие местного самоуправления в решении несвойственных ему задач без государственных финансовых гарантий.

Основной целью развития местного самоуправления является обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий на основе создания трехуровневой системы перспективного социально-экономического планирования: область – район (округ) – поселение, направленной на улучшение социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области и создание условий для роста благосостояния и качества жизни населения.

Перечень ключевых задач, решение которых обеспечивает достижение поставленной цели:

  1. Формирование административных и финансово-экономических условий, обеспечивающих привлечение инвестиций в развитие экономики, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры муниципальных образований.
  2. Организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области с органами местного самоуправления Воронежской области разного уровня по вопросам местного значения.
  3. Получение организационной, консультационной и информационной методической помощи органами местного самоуправления по вопросам реализации возложенных полномочий.

Приоритетным направлением деятельности по развитию местного самоуправления, обеспечивающим достижение поставленной цели, является содействие разработке и реализации программных документов стратегического планирования поселений Воронежской области.

Цели и задачи задают стратегические (приоритетные) направления, в рамках которых разрабатываются программы, планы действий, проекты, мероприятия по реализации стратегии.

После установления целей и задач необходимо определить направления, в рамках которых запланировать мероприятия по достижению поставленных задач.

1. Развитие производственно-экономической сферы

В данном направлении следует обратить внимание на:

- совершенствование системы энергетического хозяйства поселения;

- развитие современных средств связи;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- развитие научной и инновационной деятельности на территории поселения;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- организацию подготовки инженерно-технических кадров и рабочих массовых профессий для промышленных предприятий, а также организаций малого и среднего бизнеса поселения;

- организационно-информационную поддержку предприятий и организаций поселения;

- формирование благоприятной инвестиционной среды в поселении;

- повышение эффективности использования муниципальной собственности.

 

2. Развитие финансовой сферы

Финансовая сфера - это совокупность звеньев финансовых отношений, связанных с ними централизованных (государственных и муниципальных) и децентрализованных (частных) фондов денежных средств, а также органов управления финансами.

В данном направлении необходимо отразить наиболее значимые на определенном этапе развития мероприятия, направленные на:

- совершенствование межбюджетных отношений;

- увеличение доходов муниципального бюджета;

- рационализация расходов бюджета;

- разработка механизма муниципальной поддержки инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса;

- развитие фондового рынка;

- разработка механизма организации совместной работы с банковскими структурами, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными и иными фондами.

 

3. Развитие хозяйства поселения

Хозяйство поселения — комплекс расположенных на определенной территории предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности проживающего населения. Хозяйство является основой поселения, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

При стратегическом планировании основные мероприятия в данной сфере должны быть направлены:

- развитие системы территориального планирования (разработка и утверждение генплана поселений);

- вовлечение в экономический оборот земли, как одного из ресурса развития поселения;

- развитие кредитно-ипотечных схем финансирования строительства жилья;

- переселение жителей из ветхого и аварийного жилого фонда;

- совершенствование системы содержания и ремонта жилищного фонда;

- реконструкция жилых домов первых массовых серий;

- реконструкция и модернизация тепловых и электрических сетей, строительство новых котельных и трансформаторных подстанций;

- модернизация и дальнейшее развитие водопроводно-канализационного хозяйства;

- модернизация и дальнейшее развитие газоснабженческого комплекса;

- совершенствование системы содержания и эксплуатации, расположенных в муниципальном образовании путепроводов, мостов, набережных,  водопропускных труб;

- модернизация и обновление существующего общественного пассажирского транспорта.

 

4. Развитие социальной сферы

Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь и др.

Раскрывая сущность необходимых реформ социальной сферы поселения, формируя стратегию социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, следует отразить мероприятия, направленные на:

- развитие учреждений здравоохранения в поселении и развитие медицинского страхования;

- повышение квалификации кадров для социально-экономической сферы поселения;

- совершенствование системы образования с повышением ее технической оснащенности;

- создание условий по предоставлению рабочих мест выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, проводя предварительные конкурсы с привлечением представителей бизнеса;

- создание условий для развития культуры, охватывая все направления;

- определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации муниципальной молодежной политики;

- сохранение памятников истории и культуры;

- создание и благоустройство мест массового отдыха населения (парков, скверов, пляжей и т.д.);

- создание условий для развития физической культуры и спорта (от обеспечения детскими площадками, до строительства дворцов спорта).

 

5. Совершенствование потребительского рынка товаров и услуг

Развитие сферы подразумевает собой наиболее полное и качественное удовлетворение нужд и потребностей населения поселения:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- создание некоммерческих организаций защиты прав потребителей;

- внедрение современных технологий обслуживания;

- использование современных маркетинговых технологий;

- развитие системы потребкооперации;

- создание современных торгово-развлекательных центров.

Это должно быть отражено в разработанных мероприятиях.

6. Развитие внешнеэкономических, межрегиональных связей и туризма

Решение поставленной задачи должны найти свое отражение в мероприятиях, связанных с производством экспортируемой продукции, совершенствованием и развитием торговых связей, развитием сферы услуг как для бизнес-структур, так и направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей (финансы, страхование, консультационные и аудиторские услуги, развитие телекоммуникаций, информационные ресурсы, медицина, наука и образование и т.д.);

Одним из наиболее прибыльных направлений является развитие туризма. Оно предполагает ряд мероприятий по проведению маркетинговой работы с целью привлечения туристов в поселение или его близлежащее окружение.

7. Развитие природного комплекса

В решении поставленной задачи можно выделить ряд мероприятий, направленных на достижение:

- улучшение экологического состояния природного комплекса и развитие рекреационных зон;

- внедрение новых экологически чистых  и безотходных технологий на производстве;

- внедрение новых технологий по очистке и переработке бытовых отходов жизнедеятельности;

- создание и улучшение существующих полигонов ТБО;

- экологическое воспитание населения.

 

 

  1. Механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития поселения

 

Механизмы реализации стратегии должны включать меры по осуществлению институциональных преобразований, а также меры в области реализации экономической, бюджетной, тарифной, инфраструктурной, экологической и социальной политики на территории поселения.

Вышеназванные механизмы призваны обеспечить и сопровождать процесс реализации стратегии:

- организационно-управленческий механизм, предусматривающий создание рабочей группы (Совета по разработке Стратегии) под председательством главы поселения;

- нормативно-правовой механизм, включающий определение приоритетов нормотворческой деятельности, формирование пакета муниципальных правовых актов, регламентирующих процесс реализации Стратегии, а также организацию мониторинга их исполнения;

- финансово-экономический и кредитный механизм, решающий вопросы привлечения инвесторов, в том числе на основе частно-государственного партнерства;

- развитие программно-целевого метода в части совершенствования механизма формирования муниципальных программ, участия в государственных программах области и Российской Федерации в целях реализации приоритетов Стратегии, внедрение программно-целевого бюджетирования;

- механизм мониторинга, оценки и корректировки Стратегии, необходимый для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорить необходимые решения, своевременно внести коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов.

Для реализации Стратегии необходимо разработать План мероприятий по реализации Стратегии, что предусмотрено Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и прогноз целевых показателей (индикаторов) Стратегии.

В целях эффективной реализации Стратегии целесообразно проводить мониторинг Плана мероприятий по реализации Стратегии ежеквартально и мониторинг Стратегии ежегодно.

Планирование прогнозных показателей и примерный перечень индикаторов стратегической цели рекомендуется отражать по форме таблицы, согласно приложению № 1 к настоящим методическим рекомендациям.

Мониторинг Стратегии отражает степень достижения индикаторов Стратегии, характеризующих достижение стратегической цели.

Мониторинг Стратегии рекомендуется осуществлять по форме, согласно приложению № 2 к настоящим методическим рекомендациям.

По результатам мониторинга следует провести оценку эффективности. Результаты оценки эффективности реализации Стратегии используются для определения соответствия реализации Стратегии заявленным целям и задачам, что было сделано хорошо и качественно, а в какой сфере требуется дополнительная работа.

Оценка эффективности проводится на основе:

  • оценки степени достижения целей и решения задач Стратегии в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Стратегии и их плановых значений и рассчитывается по формуле:

а) для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений

 

,

где:

 - уровень достижения целевых показателей (индикаторов);

 - фактическое значение целевого показателя (индикатора) Стратегии;

 - плановое значение целевого показателя (индикатора) Стратегии (),

 

б) или по формуле для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:

 

.

  • степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования денежных средств путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Плана мероприятий по реализации Стратегии, и сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Плана мероприятий по реализации Стратегии и рассчитывается по формуле:

,

где:

 - уровень финансирования реализации мероприятий плана;

 - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий, предусмотренных Планом;

 - плановый объем финансовых ресурсов на реализацию Плана мероприятий по реализации Стратегии на соответствующий отчетный период.

В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных за отчетный год ответственный исполнитель по мероприятию представляет главе администрации муниципального образования аргументированное обоснование причин недостижения показателей или неосвоение финансовых средств.

Стратегия считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:

  • уровень достижения целевых показателей (индикаторов) Стратегии и мероприятий Плана (Сд) составил не менее 70%;
  • уровень финансирования реализации мероприятий Плана  составил не менее 70%.

Если реализация Стратегии не отвечает приведенным выше критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.

По итогам проведенной оценки эффективности возможна подготовка предложений по корректировке Стратегии.

 

  1. Заключение

Отражаются ожидаемые результаты реализации Стратегии, включая описание модели экономики поселения после реализации стратегии социально-экономического развития. Возможно рассмотрение двух вариантов сценария социально-экономического развития муниципального образования с учетом реализации коммерческих и некоммерческих мероприятий в условиях возможного воздействия внутренних и внешних факторов.

 

Стратегическая цель

Показатели достижения стратегической цели

Значения показателей

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Например: Повышение уровня и качества жизни населения путем динамичного развития экономической и социальной сферы

Коэффициент естественного прироста населения

 

 

 

 

 

 

 

 

Численность постоянного населения

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент миграционного притока населения

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение средней начисленной заработной платы работников к прожиточному минимуму

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень официально зарегистрированной безработицы

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. человек

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспеченность жильем населения кв. м на 1 человека

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес населения, участвующего в культурно – досуговых мероприятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственные доходы местного бюджета на душу населения

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, от числа опрошенных граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворенность населения качеством школьного образования, от числа опрошенных граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, от числа опрошенных граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Значение прогнозных показателей (индикаторов) достижения стратегической цели

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 Анализ показателей Стратегии за отчетный год

 

№ п/п

Наименование показателя

Ед. измерения

Плановое значение

Фактическое значение

Отклонение

-/+

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Представляются администрацией муниципального образования: схема территориального планирования или генеральный план, паспорт муниципального образования, доклад главы по итогам СЭР муниципального образования и прогноз на 3-х летний период, текущий план или программа СЭР, предыдущая Стратегия СЭР.

[2] Определяются принятыми документами планирования на региональном и федеральном уровне: Стратегия СЭР Российской федерации до 2020 года, Стратегия СЭР Воронежской области  до 2020 года, программа СЭР развития Воронежской области до 2016 года, прогноз СЭР Российской федерации и Воронежской области, Указы и Распоряжения Президента и Правительства РФ. 

Дата создания: 23.07.2015 09:29

Дата последнего изменения: 19.08.2016 15:06

На главную страницу