Постановление от 13.07.2015 №30 "Об утверждении порядка разработки, мониторинга и оценки эффективности стратегии социально-экономического развития Добровольского сельского поселения на 2015-2020 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ДОБРОВОЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПОВОРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2015 г №30 пос. Октябрьский
Об утверждении порядка разработки,
мониторинга и оценки эффективности
стратегии социально-экономического
развития Добровольского сельского
поселения на 2015-2020года.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.06.2014
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 14.08.2014г.№91 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке, мониторингу и оценке эффективности стратегии социально-экономического развития поселения муниципального района Воронежской области на период до 2020 года», администрация Добровольского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области постановляет:
1.Утвердить прилагаемый порядок разработки, мониторинга и оценки эффективности стратегии социально-экономического развития Добровольского сельского поселения на 2015-2020года.
2.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Добровольского сельского поселения
Поворинского муниципального района
Воронежской области Л.Г.Кикоть
Приложение к постановлению администрациДобровольского сельского поселения от 13.07.2015№30 |
Порядок
разработки, мониторинга и оценки эффективности стратегии социально-экономического развития Добровольского сельского поселения на 2015-2020 годы
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения формирования на территории Добровольского сельского поселения системы документов стратегического планирования, создания условий для координированного управления развитием территорий, социально-экономическими процессами, влияющими на рост конкурентоспособности, предотвращение возможных угроз, формирование на территории поселения эффективного местного самоуправления способствующего устойчивому развитию территорий.
Стратегия социально-экономического развития Добровольского сельского поселения (далее Стратегия) – документ видения желаемого будущего муниципального образования и путей достижения этого будущего. Он определяет перспективы развития в наиболее важных, приоритетных для муниципального образования областях в целях повышения конкурентоспособности в развитии экономики и социальной сферы.
Стратегия должна также содержать идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, разного уровня власти и населения.
К разработке Стратегии могут привлекаться представители коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. общественных, независимые эксперты, население.
Формулировка Стратегии, ее четкий инструментарий, в том числе и мониторинг реализации, являются основой эффективного управления развитием территории.
Формирование и реализация Стратегии способствует привлечению инвестиций, наращиванию собственного налогового потенциала. Наличие Стратегии повышает имидж поселения в глазах инвесторов и является одним из требований, выдвигаемых при реализации крупных инвестиционных проектов.
При разработке Стратегии очень важным и ответственным направлением является определение миссии, главной стратегической цели, приоритетных направлений развития.
Основные этапы разработки Стратегии
1 этап. Организационно-подготовительный:
1.1. Глава администрации поселения принимает решение о разработке Стратегии и формировании рабочей группы (Совета по разработке Стратегии). Возглавляет Совет, как правило, Глава администрации поселения.
1.2. Принятие решения о разработке Стратегии должно быть доведено до населения через средства массовой информации (газеты, брошюры, радио, телевидение, Интернет), с обращением о представлении своих предложений и пожеланий (требований) связанных с развитием муниципального образования, а также сроков их представления (не более месяца) и ответственных лиц от администрации за сбор информации. Для активизации работы необходима разработка специальных типовых документов (форм предложений, пожеланий и требований) и их рассылка населению и хозяйствующим субъектам, а также активное применение информационных инструментов сети Интернет.
1.3. В решении определяется порядок процедуры разработки и утверждения Стратегии, в том числе:
а) формирование рабочей группы (Совета по разработке Стратегии) в состав которой целесообразно включить представителей администрации поселения и администрации Поворинского муниципального района, руководителей наиболее значимых хозяйствующих субъектов, предпринимателей, представителей общественных организаций и населения, предпочтительно из тех лиц, которые имеют опыт участия или разработки документов программно-целевого планирования социально-экономического развития (далее СЭР);
б) определение разработчика проекта Стратегии, который назначается из лиц входящих в состав рабочей группы или, при отсутствии необходимых компетенций у служащих администрации, привлечение его на договорной основе из внешней организации. К разработке могут привлекаться внешние организации: представители ВУЗов, НИИ, правительства Воронежской области, консалтинговых агентств и т.п., имеющие опыт разработки программно-целевых документов СЭР и требуемый уровень квалификации. При необходимости может быть организовано проведение конкурса на право разработки проекта Стратегии;
в) определение в составе рабочей группы лиц (специалистов), которые будут взаимодействовать с разработчиком проекта Стратегии, и отвечать перед администрацией муниципалитета за качество разработки разделов проекта Стратегии;
г) разработка и утверждение плана-графика работы над проектом Стратегии с указанием этапов, календарных сроков и ответственных исполнителей.
2 этап. Аналитический:
2.1. Выявление проблем и потребностей развития экономики, социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования:
- сбор, анализ и оценка предложений и пожеланий, поступивших от представителей бизнес-сообщества (хозяйствующих субъектов, предпринимателей), населения и общественных организаций, а также органов представительной власти;
- сбор, анализ и оценка информации по документам планирования, которые определяют внутренние условия реализации Стратегии[1];
- сбор, анализ и оценка информации по документам планирования, которые определяют внешние условия реализации Стратегии[2].
2.2. Проведение стратегического анализа:
- анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков;
- анализ потенциалов;
- анализ социально - экономического состояния.
Стратегический анализ может быть реализован на основе следующих методов: «мозговой» штурм, Дельфы, SWOT – анализ, анализ иерархий и пр. Выбор конкретного метода зависит от самых разнообразных условий, в числе от размеров территории муниципалитета, наличия ресурсов, численности населения и хозяйствующих субъектов, от предпочтений экспертов и их компетенции и пр.
Так как численность населения в Добровольском сельском поселении составляет менее 3000 человек нужно применять «упрощенные» методы, - «мозговой» штурм и Дельфы.
3 этап. Целеполагание:
Рассмотрение экспертной оценки на основе проведенного стратегического анализа:
3.1. Стратегический выбор генеральной цели развития:
- определение миссии;
- определение главной стратегической цели;
3.2. Выбор приоритетных направлений развития муниципального образования.
4 этап. Проектирование:
4.1. Разработка проекта Стратегии.
5 этап. Обсуждение проекта Стратегии:
5. 1. Опубликование проекта Стратегии в официальных источниках органа власти поселения (официальный сайт или средства массовой информации).
5.2. Проведение круглых столов и публичных слушаний.
5.3. Сбор, анализ, внесение предложений и дополнений в Стратегию.
5.4. Обсуждение доработанной Стратегии на рабочей группе (Совете по разработке Стратегии).
6 этап. Утверждение Стратегии:
6.1. Обсуждение и утверждение Стратегии.
6.2. Обнародование Стратегии в качестве официального документа.
Структура Стратегии социально-экономического развития Добровольского сельского поселения:
I. Введение.
II. Социально- экономическое положение поселения.
III. Миссия, стратегические цели, задачи и направления социально-экономического развития поселения.
IV. Механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития поселения.
V. Заключение.
Структура описания разделов
- Введение
В данном разделе формулируются основополагающие принципы и побудительные причины разработки Стратегии. Представляется основная информация характеризующая статус поселения, организационно-управленческая структура. Приводятся нормативные документы регламентирующие деятельность представительного и исполнительно-распорядительного органов поселения.
В разделе отражается историческое описание развития поселения, территориально-географическое положение (площадь, границы, наличие населенных пунктов, существующих водоемов и их описание, ландшафт), численность населения и его динамика, особые местные условия, природно-ресурсный потенциал, развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Необходимо осветить меры, принимаемые для формирования благоприятного имиджа поселения - образа, существующего в сознании людей.
- Социально- экономическое положение поселения
Проводится анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития поселения, в т.ч. в разрезе населенных пунктов, включающий в себя сельское хозяйство, с учетом малых форм хозяйствования, промышленность, потребительский рынок, малый и средний бизнес, налогооблагаемую базу, бюджет, занятость, уровень и качество жизни, демографию, социальную сферу (в том числе здравоохранение, образование, культура, спорт, гостиницы), инженерную инфраструктуру в сфере деятельности ЖКХ (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, газификация, электрофикация, благоустройство, жилищный фонд). Отражается наличие индустриальных парков, технопарков, а также наличие площадок для их организации.
Анализ социально-экономического развития поселения проводится с учетом комплексной оценки внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие, дается характеристика имеющихся ресурсов – материальных и нематериальных активов, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы (смотри этапы разработки Стратегии, II этап «Аналитический» п.2.2. Проведение стратегического анализа).
1. Анализ внешней среды
При анализе внешней среды муниципального образования следует раскрыть следующие аспекты:
- климатические условия (преимущества и недостатки для реального сектора экономики, т.е. какие производства и торговля какими товарами наиболее легко осуществимы и востребованы);
- демографические тенденции (приток/убыль, структура и состав трудоспособного населения);
- связи с соседними МО (производственные и торговые связи, бизнес);
- внешнеэкономические связи (объем, состав и структура экспорта и импорта);
- инвестиционный климат (объем, состав и структура инвестиций за три предшествующих года);
- социально-экономические риски. Риск включает следующие количественные показатели: величину возможного социального, социально-экономического, экономического, экологического ущерба, вероятность возникновения опасного фактора, неопределенность в величинах, как ущерба, так и вероятности его возникновения.
2. Анализ внутренней среды
Проводится стратегический анализ по отраслям, анализ социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, топливно-энергитического комплекса, экологической обстановки, бюджетной и финансовой деятельности муниципального образования. Привести данные об общих параметрах: структура местной экономики, инфраструктура, уровень информатизации, развитие транспорта и связи, уровень развития предпринимательства, ВРП на душу населения, деятельность предприятий (при наличии структура экспорта), фондовооруженность (для основных предприятий), энергообеспеченность муниципального образования, состав и объем муниципальных услуг, и их соответствие потребностям населения.
Необходимо определить и отразить преимущества и недостатки поселения, а также выделить наиболее значимые из них (с точки зрения социально-экономического развития).
- человеческие ресурсы. В описываемой части раздела проводится анализ: половозрастной структуры населения, тенденции миграционных процессов, факторов роста и убыли населения, уровня образованности (с выделением структуры), профессионального состава трудоспособного населения, уровня и динамики безработицы, среднего дохода и его структуры, наличия и качество жилья, уровня и динамики физического и психологического здоровья, средней производительности труда, а также средней продолжительности жизни.
- природные ресурсы. Анализируется: наличие и состав свободных площадей, использование земли, ее зонирование и средняя стоимость, наличие природных ископаемых, возможность использования рекреационных ресурсов, наличие исторических и природных достопримечательностей.
- предпринимательский климат. В состав параметров, характеризующих состояние делового климата поселения, включаются:
- состав и структура мелкого и среднего предпринимательства по видам деятельности (производство, строительство, торгово-закупочная деятельность, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.) поселения;
- доступность и согласованность действий властей всех уровней для контактов и практической работы с бизнес-структурами и представителями предпринимательства;
- система инвестиционного регулирования, действенность которой выражается в наличии благоприятных норм и эффективных механизмов, стимулирующих инвестиционную активность;
- система общих услуг для бизнеса (банки, страхование, консультационное обслуживание и пр.), определяющая доступность и качество финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;
- образование. Рекомендуется представить информацию: о наличии сети образовательных учреждений (с указанием количества учебных заведений и их специализации), исследовательских центров. Описать систему подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированную на реальные нужды экономики.
- наука. Определить динамику развития научного потенциала населения поселения. Выявить тенденции инновационной деятельности и конкретизации науки в реальном секторе экономики. Представить информацию о результатах проведения конференций, семинаров и т.п.
3. Проблемы развития
В указанном разделе приводится перечень проблем, негативно влияющих на социально-экономическое развитие территории в целом и отдельных отраслей экономики и социальной сферы.
Данный раздел должен содержать анализ влияния каждой проблемы на развитие соответствующего сегмента экономики и социальной сферы.
В число основных проблем, как правило, входят низкая конкурентоспособность предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных фондов многих предприятий, неэффективное использование земельных ресурсов и производственных мощностей, высокая дотационность бюджета, ухудшение демографической ситуации, нарастающая дифференциация населения по уровню доходов, ухудшение экологической ситуации, необходимость улучшения качества жизни населения и т.п.
Необходимо понять особенности развития поселения, выделить основные проблемы, сдерживающие развитие и возможные пути их преодоления, и создать полное представление о его потенциалах с целью использования их в развитии поселений.
В зависимости от особенностей муниципального образования в качестве потенциалов развития поселений может выступать экономико-географический потенциал, который включает природные ресурсы, использование земли, исторические и природные достопримечательности.
К демографическому потенциалу относится численность, структура, факторы роста, образовательный уровень, здоровье населения и миграционные процессы.
В трудовом потенциале выделяется профессиональный состав занятых в экономике, производительность труда, уровень безработицы.
Производственный инфраструктурный потенциал определяется структурой и объёмом производства, состоянием производственной, дорожной, транспортной инфраструктур и включает возможность развития территорий на основе более эффективного использования сложившегося производственного комплекса.
Немаловажным потенциалом развития поселения выступает малый бизнес.
Бюджетный потенциал характеризуется налоговой базой и особенностью её формирования, оптимальностью расходования бюджетных средств, использованием таких дополнительных источников бюджета, как областные и федеральные бюджетные средства.
С учетом потенциала территории и стратегического анализа отраслей:
1. Выявляются перспективные направления развития (сектора экономики), в которых возможно достижение конкурентных преимуществ.
2. Определяются механизмы, способствующие развитию выбранных направлений (меры, принимаемые администрацией поселения (района), меры государственной поддержки, действующие на областном и федеральном уровнях и т.д.).
3. Осуществляется подбор инвестиционных проектов, реализация которых в долгосрочной перспективе позволит в наибольшей степени задействовать имеющийся потенциал территории, способствовать развитию налогооблагаемой базы и рынка труда, созданию и развитию межмуниципальной кооперации.
- Миссия, стратегические цели, задачи и направления социально-экономического развития поселения
В данном разделе следует наметить меры по устранению существующих недостатков, выработать стратегические направления, указывающие пути достижения поставленных целей, способы достижения поставленных целей.
Цели и направления развития выбираются с учётом иерархии элементов Стратегии. На первом шаге важно зафиксировать миссию, что даст основу для определения целей, задач, направлений и программ.
Миссия – краткая формулировка уникальной роли поселения во внешней среде, ориентированная на перспективу и опирающаяся на реальные предпосылки. В миссии раскрывается смысл и предназначение существования поселения.
Формулировка миссии должна быть тщательно продумана, так как её роль - обеспечить стабильность и ясность конечной, стратегической цели поселения.
Возможно, так озвучить миссию: улучшить ситуацию в поселении, чтобы оно стало крупным центром производства молока с высоким уровнем жизни населения, или же пожелание стать уникальным, историческим и природным центром отдыха и туризма, или территорией высокого уровня жизни на базе многоукладной экономики и т.д.
Цели находятся на втором уровне иерархии. Цели – это широкие заявления о намерениях, они разъясняют суть миссии и служат мостом между миссией и задачами.
Следует иметь в виду, что в целях верхнего уровня, не бывает больших различий, так как они отражают преобладающие общечеловеческие ценности. Как правило, главной стратегической целью устойчивого развития является повышение уровня и качества жизни населения путем динамичного развития экономической и социальной сферы.
Различия в целях и детализация количественных параметров появляются только тогда, когда речь идёт о конкретных задачах.
Определение стратегической цели - очень важный этап планирования, так как достижению этой цели будут подчинены все последующие действия.
После определения стратегической цели необходимо установить ряд первостепенных целей, достижение которых предусматривает решение главной - стратегической. В этом случае они определяются как характеристики необходимых конечных состояний сфер жизнедеятельности.
Сформированная система целей должна быть:
- достаточной, то есть заданные первостепенные цели, будучи достигнутыми, в совокупности обеспечивают достижение стратегической цели;
- полной, то есть охватывающей все важные аспекты жизни и развития муниципального образования, и должна строиться последовательно сверху вниз от главной цели к целям низшего уровня.
К каждой цели, входящей в систему целей, выдвигаются следующие требования:
- конкретность и актуальность для населения муниципального образования в данный период времени;
- измеримость по определенным критериям и показателям, свойственным данной цели (должна измеряться индикаторами);
- достижимость в течение периода, на который рассчитана и снабжена соответствующим сроком достижения.
Установление целей переводит стратегическое видение в конкретные задачи, связанные с социально-экономическим развитием муниципального образования по разным направлениям.
Для реализации каждой цели разрабатывается обычно несколько задач, которые, как правило, имеют количественную и временную определённость и рассчитаны на реализацию в течение 1-2 лет. Задачи конкретизируют широко сформулированные цели и обеспечивают переход к практическим действиям.
Они измеримы, и, следовательно, степень их достижения может быть оценена посредством мониторинга.
Каждым поселением может быть проведен анализ и сформулирована специфичная цель и задачи, отражающие его особенности.
Ниже приведен пример для определения цели и задач по развитию малого и среднего предпринимательства и развитию местного самоуправления.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Проблемы:
- Недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое и имущественное) субъектов предпринимательства и объектов инфраструктуры.
- Наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие бизнеса.
- Недостаточные возможности стимулирования сбыта, преодоления барьеров вхождения на новые рынки, обеспечения конкурентоспособности продукции.
- Недостаточные возможности поиска новых деловых партнеров и формирования деловых связей.
- Недостаток информации для ведения предпринимательской деятельности.
- Рост цен на энергоносители.
Цель – активное развитие малого и среднего предпринимательства для решения задач социально-экономического развития поселения.
Перечень ключевых задач, решение которых обеспечивает достижение поставленной цели:
- Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок региона, Российской Федерации и рынки иностранных государств.
- Обеспечение занятости населения и развитие самостоятельного трудоустройства.
- Увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику региона.
Перечень приоритетных направлений деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства:
- Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе начинающих предпринимателей и лиц, открывающих собственное дело.
- Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовых организаций, в том числе начинающих предпринимателей и лиц, открывающих собственное дело.
- Развитие сети центров поддержки предпринимательства.
- Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, в том числе за счет применения технологий энергосбережения.
- Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
- Содействие привлечению сторонних инвесторов.
- Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
- Поддержка и развитие молодежного предпринимательства.
Развитие местного самоуправления
Проблемы:
- Недостаточность экономической основы муниципальных образований для их устойчивого и комплексного социально-экономического развития.
- Недостаточность информационного обеспечения органов местного самоуправления для составления прогнозов социально-экономического развития территории муниципального образования.
- Участие местного самоуправления в решении несвойственных ему задач без государственных финансовых гарантий.
Основной целью развития местного самоуправления является обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий на основе создания трехуровневой системы перспективного социально-экономического планирования: область – район (округ) – поселение, направленной на улучшение социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области и создание условий для роста благосостояния и качества жизни населения.
Перечень ключевых задач, решение которых обеспечивает достижение поставленной цели:
- Формирование административных и финансово-экономических условий, обеспечивающих привлечение инвестиций в развитие экономики, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры муниципальных образований.
- Организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области с органами местного самоуправления Воронежской области разного уровня по вопросам местного значения.
- Получение организационной, консультационной и информационной методической помощи органами местного самоуправления по вопросам реализации возложенных полномочий.
Приоритетным направлением деятельности по развитию местного самоуправления, обеспечивающим достижение поставленной цели, является содействие разработке и реализации программных документов стратегического планирования поселений Воронежской области.
Цели и задачи задают стратегические (приоритетные) направления, в рамках которых разрабатываются программы, планы действий, проекты, мероприятия по реализации стратегии.
После установления целей и задач необходимо определить направления, в рамках которых запланировать мероприятия по достижению поставленных задач.
1. Развитие производственно-экономической сферы
В данном направлении следует обратить внимание на:
- совершенствование системы энергетического хозяйства поселения;
- развитие современных средств связи;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- развитие научной и инновационной деятельности на территории поселения;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- организацию подготовки инженерно-технических кадров и рабочих массовых профессий для промышленных предприятий, а также организаций малого и среднего бизнеса поселения;
- организационно-информационную поддержку предприятий и организаций поселения;
- формирование благоприятной инвестиционной среды в поселении;
- повышение эффективности использования муниципальной собственности.
2. Развитие финансовой сферы
Финансовая сфера - это совокупность звеньев финансовых отношений, связанных с ними централизованных (государственных и муниципальных) и децентрализованных (частных) фондов денежных средств, а также органов управления финансами.
В данном направлении необходимо отразить наиболее значимые на определенном этапе развития мероприятия, направленные на:
- совершенствование межбюджетных отношений;
- увеличение доходов муниципального бюджета;
- рационализация расходов бюджета;
- разработка механизма муниципальной поддержки инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса;
- развитие фондового рынка;
- разработка механизма организации совместной работы с банковскими структурами, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными и иными фондами.
3. Развитие хозяйства поселения
Хозяйство поселения — комплекс расположенных на определенной территории предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности проживающего населения. Хозяйство является основой поселения, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.
При стратегическом планировании основные мероприятия в данной сфере должны быть направлены:
- развитие системы территориального планирования (разработка и утверждение генплана поселений);
- вовлечение в экономический оборот земли, как одного из ресурса развития поселения;
- развитие кредитно-ипотечных схем финансирования строительства жилья;
- переселение жителей из ветхого и аварийного жилого фонда;
- совершенствование системы содержания и ремонта жилищного фонда;
- реконструкция жилых домов первых массовых серий;
- реконструкция и модернизация тепловых и электрических сетей, строительство новых котельных и трансформаторных подстанций;
- модернизация и дальнейшее развитие водопроводно-канализационного хозяйства;
- модернизация и дальнейшее развитие газоснабженческого комплекса;
- совершенствование системы содержания и эксплуатации, расположенных в муниципальном образовании путепроводов, мостов, набережных, водопропускных труб;
- модернизация и обновление существующего общественного пассажирского транспорта.
4. Развитие социальной сферы
Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь и др.
Раскрывая сущность необходимых реформ социальной сферы поселения, формируя стратегию социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, следует отразить мероприятия, направленные на:
- развитие учреждений здравоохранения в поселении и развитие медицинского страхования;
- повышение квалификации кадров для социально-экономической сферы поселения;
- совершенствование системы образования с повышением ее технической оснащенности;
- создание условий по предоставлению рабочих мест выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, проводя предварительные конкурсы с привлечением представителей бизнеса;
- создание условий для развития культуры, охватывая все направления;
- определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации муниципальной молодежной политики;
- сохранение памятников истории и культуры;
- создание и благоустройство мест массового отдыха населения (парков, скверов, пляжей и т.д.);
- создание условий для развития физической культуры и спорта (от обеспечения детскими площадками, до строительства дворцов спорта).
5. Совершенствование потребительского рынка товаров и услуг
Развитие сферы подразумевает собой наиболее полное и качественное удовлетворение нужд и потребностей населения поселения:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание некоммерческих организаций защиты прав потребителей;
- внедрение современных технологий обслуживания;
- использование современных маркетинговых технологий;
- развитие системы потребкооперации;
- создание современных торгово-развлекательных центров.
Это должно быть отражено в разработанных мероприятиях.
6. Развитие внешнеэкономических, межрегиональных связей и туризма
Решение поставленной задачи должны найти свое отражение в мероприятиях, связанных с производством экспортируемой продукции, совершенствованием и развитием торговых связей, развитием сферы услуг как для бизнес-структур, так и направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей (финансы, страхование, консультационные и аудиторские услуги, развитие телекоммуникаций, информационные ресурсы, медицина, наука и образование и т.д.);
Одним из наиболее прибыльных направлений является развитие туризма. Оно предполагает ряд мероприятий по проведению маркетинговой работы с целью привлечения туристов в поселение или его близлежащее окружение.
7. Развитие природного комплекса
В решении поставленной задачи можно выделить ряд мероприятий, направленных на достижение:
- улучшение экологического состояния природного комплекса и развитие рекреационных зон;
- внедрение новых экологически чистых и безотходных технологий на производстве;
- внедрение новых технологий по очистке и переработке бытовых отходов жизнедеятельности;
- создание и улучшение существующих полигонов ТБО;
- экологическое воспитание населения.
- Механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития поселения
Механизмы реализации стратегии должны включать меры по осуществлению институциональных преобразований, а также меры в области реализации экономической, бюджетной, тарифной, инфраструктурной, экологической и социальной политики на территории поселения.
Вышеназванные механизмы призваны обеспечить и сопровождать процесс реализации стратегии:
- организационно-управленческий механизм, предусматривающий создание рабочей группы (Совета по разработке Стратегии) под председательством главы поселения;
- нормативно-правовой механизм, включающий определение приоритетов нормотворческой деятельности, формирование пакета муниципальных правовых актов, регламентирующих процесс реализации Стратегии, а также организацию мониторинга их исполнения;
- финансово-экономический и кредитный механизм, решающий вопросы привлечения инвесторов, в том числе на основе частно-государственного партнерства;
- развитие программно-целевого метода в части совершенствования механизма формирования муниципальных программ, участия в государственных программах области и Российской Федерации в целях реализации приоритетов Стратегии, внедрение программно-целевого бюджетирования;
- механизм мониторинга, оценки и корректировки Стратегии, необходимый для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорить необходимые решения, своевременно внести коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов.
Для реализации Стратегии необходимо разработать План мероприятий по реализации Стратегии, что предусмотрено Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и прогноз целевых показателей (индикаторов) Стратегии.
В целях эффективной реализации Стратегии целесообразно проводить мониторинг Плана мероприятий по реализации Стратегии ежеквартально и мониторинг Стратегии ежегодно.
Планирование прогнозных показателей и примерный перечень индикаторов стратегической цели рекомендуется отражать по форме таблицы, согласно приложению № 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Мониторинг Стратегии отражает степень достижения индикаторов Стратегии, характеризующих достижение стратегической цели.
Мониторинг Стратегии рекомендуется осуществлять по форме, согласно приложению № 2 к настоящим методическим рекомендациям.
По результатам мониторинга следует провести оценку эффективности. Результаты оценки эффективности реализации Стратегии используются для определения соответствия реализации Стратегии заявленным целям и задачам, что было сделано хорошо и качественно, а в какой сфере требуется дополнительная работа.
Оценка эффективности проводится на основе:
- оценки степени достижения целей и решения задач Стратегии в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Стратегии и их плановых значений и рассчитывается по формуле:
а) для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений
,
где:
- уровень достижения целевых показателей (индикаторов);
- фактическое значение целевого показателя (индикатора) Стратегии;
- плановое значение целевого показателя (индикатора) Стратегии (),
б) или по формуле для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
.
- степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования денежных средств путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Плана мероприятий по реализации Стратегии, и сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Плана мероприятий по реализации Стратегии и рассчитывается по формуле:
,
где:
- уровень финансирования реализации мероприятий плана;
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий, предусмотренных Планом;
- плановый объем финансовых ресурсов на реализацию Плана мероприятий по реализации Стратегии на соответствующий отчетный период.
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных за отчетный год ответственный исполнитель по мероприятию представляет главе администрации муниципального образования аргументированное обоснование причин недостижения показателей или неосвоение финансовых средств.
Стратегия считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:
- уровень достижения целевых показателей (индикаторов) Стратегии и мероприятий Плана (Сд) составил не менее 70%;
- уровень финансирования реализации мероприятий Плана составил не менее 70%.
Если реализация Стратегии не отвечает приведенным выше критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.
По итогам проведенной оценки эффективности возможна подготовка предложений по корректировке Стратегии.
- Заключение
Отражаются ожидаемые результаты реализации Стратегии, включая описание модели экономики поселения после реализации стратегии социально-экономического развития. Возможно рассмотрение двух вариантов сценария социально-экономического развития муниципального образования с учетом реализации коммерческих и некоммерческих мероприятий в условиях возможного воздействия внутренних и внешних факторов.
Стратегическая цель |
Показатели достижения стратегической цели |
Значения показателей |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Например: Повышение уровня и качества жизни населения путем динамичного развития экономической и социальной сферы |
Коэффициент естественного прироста населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент миграционного притока населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение средней начисленной заработной платы работников к прожиточному минимуму |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. человек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обеспеченность жильем населения кв. м на 1 человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельный вес населения, участвующего в культурно – досуговых мероприятиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Собственные доходы местного бюджета на душу населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, от числа опрошенных граждан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удовлетворенность населения качеством школьного образования, от числа опрошенных граждан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, от числа опрошенных граждан |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 1
Значение прогнозных показателей (индикаторов) достижения стратегической цели
Приложение № 2
Анализ показателей Стратегии за отчетный год
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Плановое значение |
Фактическое значение |
Отклонение |
|
-/+ |
% |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[1] Представляются администрацией муниципального образования: схема территориального планирования или генеральный план, паспорт муниципального образования, доклад главы по итогам СЭР муниципального образования и прогноз на 3-х летний период, текущий план или программа СЭР, предыдущая Стратегия СЭР.
[2] Определяются принятыми документами планирования на региональном и федеральном уровне: Стратегия СЭР Российской федерации до 2020 года, Стратегия СЭР Воронежской области до 2020 года, программа СЭР развития Воронежской области до 2016 года, прогноз СЭР Российской федерации и Воронежской области, Указы и Распоряжения Президента и Правительства РФ.
Дата создания: 23.07.2015 09:29